Юридический портал Липецкой области
+7(4742) 31-93-47
+7(4742) 71-24-98
Липецк, ул. Космонавтов 92, оф. 16

отказ в назначении пенсии

#15647
Re: отказ в назначении пенсии 5 мес., 3 нед. назад

Александр, нужно  получить отказ и обжаловать его  в  судебном порядке. Лучше наймите  юриста. Далее - определение  Верховного  суда РФ. Думаю это вам  поможет.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 февраля 2016 г. N 14-КГ15-13

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Кириллова В.С. и Рыженкова А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 15 февраля 2016 года гражданское дело по иску Барбаряна А.В. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области о признании права на получение пенсии за выслугу лет, возложении обязанности назначить и выплачивать пенсию за выслугу лет
по кассационной жалобе представителя Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области Сорокиной Д.А. на решение Центрального районного суда г. Воронежа от 17 февраля 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 28 апреля 2015 года, которыми исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С., объяснения представителей Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области Марьяна Г.В. и Сорокиной Д.А., поддержавших доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Барбарян А.В. 24 ноября 2014 года обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области о признании права на получение пенсии за выслугу лет и возложении обязанности назначить и выплачивать пенсию за выслугу лет.
В обоснование требований Барбарян А.В. ссылался на то, что он проходил службу в Управлении пожарной охраны Министерства внутренних дел по Республике Армения. Приказом Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Армения от 14 августа 2013 года он был уволен со службы по личной инициативе на основании письменного рапорта, в том числе в связи с переходом на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом "б" части 1 статьи 61 Закона Республики Армения "О службе спасения", пункта 13 Устава Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Армения. После переезда (10 июля 2014 года) на постоянное жительство в Российскую Федерацию Барбарян А.В. обратился в Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет, в чем ему было отказано письмом от 21 июля 2014 года, в котором также сообщено о невозможности назначения указанной пенсии в связи с отсутствием соответствующего соглашения о порядке пенсионного обеспечения между Российской Федерацией и Республикой Армения в отношении сотрудников, проходивших службу в противопожарной службе министерств по чрезвычайным ситуациям государств-участников Содружества Независимых Государств.
По мнению Барбаряна А.В., данный отказ является неправомерным, поскольку он имеет право на назначение пенсии за выслугу лет в соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.
Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 17 февраля 2015 года исковые требования Барбаряна А.В. удовлетворены. За Барбаряном А.В. признано право на назначение и получение пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I с 10 июля 2014 года. На Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области возложена обязанность назначить и выплачивать Барбаряну А.В. пенсию за выслугу лет с 10 июля 2014 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 28 апреля 2015 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе представителя Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области Сорокиной Д.А. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены судебных постановлений, как незаконных, и принятия по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы представителя Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области судьей Верховного Суда Российской Федерации Кирилловым В.С. 13 августа 2015 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и его же определением от 28 декабря 2015 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации Барбарян А.В., надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явился, о причинах неявки не сообщил. На основании статьи 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела имеются такого характера существенные нарушения норм материального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.
Судом установлено, что Барбарян А.В. на основании приказа от 17 ноября 1994 года проходил службу в Управлении пожарной охраны Министерства внутренних дел Республики Армения.
Приказом Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Армения от 14 августа 2014 года N 701-А Барбарян А.В. был освобожден от службы по личной инициативе на основании письменного рапорта, в том числе в связи с переходом на пенсию по выслуге лет, исключен из резерва кадров Спасательной службы Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Армения и из списков личного состава. На момент увольнения выслуга лет истца в календарном исчислении составила 20 лет 9 месяцев 1 день.
Барбарян А.В. являлся пенсионером и получателем пенсии по выслуге лет Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Армения.
Барбарян А.В. участвовал в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, принял гражданство Российской Федерации, с 15 мая 2014 года зарегистрирован по адресу: <...>, <...>.
10 июля 2014 года Барбарян А.В. обратился в ГУ МВД России по Воронежской области с заявлением о назначении ему пенсии за выслугу лет.
Письмом Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области от 21 июля 2014 года в назначении Барбаряну А.В. пенсии за выслугу лет отказано на том основании, что лица, проходившие службу в структуре министерств по чрезвычайным ситуациям государств-участников Содружества Независимых Государств, не поименованы в статье 4 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I) определяющей условия пенсионного обеспечения проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах и их семей, а договоры (соглашения) о взаимном пенсионном обеспечении бывших сотрудников министерств по чрезвычайным ситуациям государств-участников Содружества Независимых Государств отсутствуют.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования о признании за Барбаряном А.В. права на назначение пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I и возложении на Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области обязанности назначить и выплачивать истцу пенсию за выслугу лет с 10 июля 2014 года, суд первой инстанции исходил из того, что право на пенсию за выслугу лет сотрудникам, проходившим перед увольнением службу в министерствах и ведомствах, входящих в систему органов внутренних дел государств-участников Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", может быть реализовано в любом из государств-участников данного Соглашения по нормам и в порядке, установленным законодательством государства, на территории которого эти сотрудники постоянно проживают.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Барбарян А.В. как гражданин Российской Федерации, проходивший службу в Спасательной службе Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Армения, входившей в структуру органов внутренних дел Республики Армения, является бывшим сотрудником органов внутренних дел государства-участника Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года Республики Армения, поэтому он имеет право на назначение и получение пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, а поскольку пенсионное обеспечение сотрудников, уволенных из Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в соответствии со статьей 11 указанного Закона осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации, суд возложил на Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области обязанность назначить и выплачивать Барбаряну А.В. пенсию за выслугу лет.
С данными выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном применении и толковании норм международного и национального права, регулирующих возникшие отношения.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39).
Порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и членов их семей установлен Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, который является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности.
В соответствии с абзацем пятым пункта "а" статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I действие настоящего Закона распространяется на лиц, указанных в статье 4 настоящего Закона, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу статьи 4 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств-участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).
Исходя из приведенных положений Закона, пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 4 Закона, проходивших службу в других государствах- участниках Содружества Независимых Государств и государствах, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, на которых распространяются положения Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, осуществляется в порядке, предусмотренном договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными между Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР и этими государствами.
Российская Федерация и Республика Армения являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее - Соглашение от 13 марта 1992 года).
Из преамбулы Соглашения от 13 марта 1992 года усматривается, что правительства государств - участников настоящего Соглашения признают, что государства-участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения.
Статьей 1 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В целях урегулирования вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей, основываясь на Соглашении от 13 марта 1992 года, государства-участники Содружества Независимых Государств (далее - Стороны) 24 декабря 1993 года приняли Соглашение "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников Содружества Независимых Государств" (далее - Соглашение от 24 декабря 1993 года).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Соглашения от 24 декабря 1993 года пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Сторон, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством Сторон, на территории которых они постоянно проживают, а до принятия этими Сторонами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР.
Статьей 4 Соглашения от 24 декабря 1993 года определено, что органами, уполномоченными представлять Стороны в реализации настоящего Соглашения, выступают министерства внутренних дел Сторон.
Из содержания приведенных положений Соглашения от 24 декабря 1993 года следует, что они регулируют вопросы пенсионного обеспечения лиц, проходивших перед увольнением службу в органах внутренних дел, при этом Соглашением от 24 декабря 1993 года на министерства внутренних дел Сторон не возлагается обязанность пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в иных структурных подразделениях других министерств и ведомств государств-участников СНГ, не входящих в систему органов внутренних дел.
Как установлено судом, Барбарян А.В. в период с 17 ноября 1994 года по 5 ноября 2002 года проходил службу в Управлении пожарной охраны Министерства внутренних дел Республики Армения.
Согласно статье 7 Закона Республики Армения от 15 мая 2001 года N ЗР-176 "О пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба входила в систему республиканского исполнительного органа внутренних дел Республики Армения.
Законом Республики Армения от 3 июля 2002 года N ЗР-395-Н внесены изменения в Закон Республики Армения "О пожарной безопасности", согласно которым статья 7 указанного Закона изложена в следующей редакции: "Государственная противопожарная служба входит в систему уполномоченного органа государственного управления при Правительстве Республики Армения".
Решением Правительства Республики Армения от 1 августа 2002 года Управление пожарной охраны Министерства внутренних дел Республики Армения передано в Управление по чрезвычайным ситуациям при Правительстве Республики Армения. В 2005 году Управление по чрезвычайным ситуациям при Правительстве Республики Армения было включено в состав Министерства территориального управления Республики Армения, которое в декабре 2005 года переименовано в Спасательную службу Армении в Министерстве территориального управления Республики Армения, 21 апреля 2008 года Указом Президента Республики Армения создано Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Армения, куда вошла Спасательная служба (где проходил службу и откуда был уволен Барбарян А.В.).
В соответствии с пунктом 1 Устава Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Армения Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Армения является республиканским органом исполнительной власти, который разрабатывает, осуществляет и координирует отнесенную к его компетенции законами и иными правовыми актами политику Правительства Республики Армения в сферах гражданской обороны и защиты населения в чрезвычайных ситуациях.
Из приведенного положения Устава Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Армения следует, что служба в подразделениях Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Армения является самостоятельным видом службы и не относится к службе в органах внутренних дел Республики Армения.
Ввиду того, что Барбарян А.В. уволен со службы в Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Армения и ему назначена пенсия за выслугу лет по линии Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Армения, вывод судов первой и апелляционной инстанций о наличии оснований для признания за Барбаряном А.В. права на пенсию за выслугу лет на условиях и в порядке, которые предусмотрены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, нельзя признать законным. Данный вывод судов противоречит положениям статьей 1 и 4 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I и Соглашения от 24 декабря 1993 года, поскольку в приведенной выше статье 4 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I лица, проходившие службу в подразделениях по чрезвычайным ситуациям других государств, не названы. Договор (соглашение) между Российской Федерацией и Республикой Армения о взаимном пенсионном обеспечении сотрудников подразделений по чрезвычайным ситуациям не заключался, поэтому правовых оснований для осуществления пенсионного обеспечения пенсионными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации бывших сотрудников иных органов и учреждений, не входящих в систему органов внутренних дел Российской Федерации, в связи с переездом на постоянное жительство в Российскую Федерацию не имеется.
Судебная коллегия признает ошибочным также вывод судов первой и апелляционной инстанций со ссылкой на положения статьи 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I о возложении на Министерство внутренних дел Российской Федерации пенсионного обеспечения лиц, уволенных из Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Армения.
В соответствии с пунктом "б" части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из внутренних войск и военизированной пожарной охраны, лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции, а также их семей.
Таким образом, приведенной правовой нормой определено, в отношении каких лиц Министерство внутренних дел Российской Федерации осуществляет пенсионное обеспечение: это лица, имеющие право на пенсионное обеспечение в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, и они названы в статье 1 данного Закона. К таким лицам Барбарян А.В. не относится.
Учитывая, что положениями действующего законодательства, регулирующего порядок назначения пенсии за выслугу лет указанным в нем категориям граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы, не предусмотрено возложение на пенсионные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации обязанности по осуществлению пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в подразделениях по чрезвычайным ситуациям государств-участников Содружества, в связи с их переездом на территорию Российской Федерации, Судебная коллегия считает, что судебными инстанциями неправильно применены нормы международного и национального права при установлении наличия у Барбаряна А.В. права на получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
С учетом изложенного обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов ГУ МВД России по Воронежской области, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены, Судебная коллегия находит возможным, отменяя судебные постановления, принять новое решение об отказе Барбаряну А.В. в удовлетворении исковых требований, не передавая дело для нового рассмотрения, поскольку судебными инстанциями допущена ошибка в применении норм материального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

решение Центрального районного суда г. Воронежа от 17 февраля 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 28 апреля 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Барбаряна А.В. в к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области о признании права на получение пенсии за выслугу лет, возложении обязанности назначить и выплачивать пенсию за выслугу лет.

Документ предоставлен КонсультантПлюс
 

 

#15641
отказ в назначении пенсии 5 мес., 3 нед. назад

Здравствуйте, я гражданин РФ переехал в Липецк по программе переселения из Казахстана, в Казахстане с 2010г. получал пенсию по выслуге лет , пенсию назначали через МВД РК службу проходил в государственной противопожарной службе, пенсионное дело у меня на руках, при обращении в отдел пенсионного обеспечения УФО УМВД по Липецкой области о назначении пенсии мне было отказано, в связи с тем что в пенсионном деле было указано что я был уволен на пенсию из органов противопожарной службы МЧС РК, а  в соглашении о пенсионном обеспечении стран СНГ министерство чрезвычайных ситуаций не указано. официальный отказ в писменной форме будет предоставлен через меся после моего обращения.

Александр Кистанов , г.Липецк


Добавить ответ