Иностранный работник может въехать на территорию РФ либо на основании визы, либо без нее. Перечень государств с определенным для граждан каждого из них режимом въезда на территорию РФ приведен в письме МИД России от 27.09.2006 № 32253/19.
Если увольняется «безвизовый» иностранный работник, то работодатель не обязан информировать об этом компетентные государственные органы, хотя у работодателя такая обязанность при определенных условиях действительно может возникнуть. Законодатель исходит из того, что правила, установленные российским трудовым законодательством и иными нормативными актами о труде, распространяются на трудовые отношения с участием иностранцев, если трудовые отношения возникают и реализуются на территории нашей страны. А значит, трудовой договор с иностранным работником может быть прекращен как по основаниям, которые закреплены в законе, так иногда и по основаниям, прописанным непосредственно в договоре. По действующему законодательству уведомлять компетентные органы именно об увольнении «визового» иностранного работника нужно лишь в одном случае – если трудовой договор с ним расторгается досрочно. Тогда работодатель должен в 3-дневный срок направить соответствующую информацию в орган миграционной службы по месту своего нахождения. Это правило касается в первую очередь досрочного расторжения срочного трудового договора по любому основанию (к примеру, договор заключался на один год, а иностранный работник был уволен уже через полгода по соглашению сторон или по собственному желанию).Следовательно, если срочный трудовой договор с «визовым» иностранным работником прекращается не досрочно, а в связи с истечением срока его действия, то работодатель не обязан информировать об этом орган миграционный службы. Если же с «визовым» иностранным работником трудовой договор был заключен на неопределенный срок (бессрочный трудовой договор), то его досрочное расторжение невозможно по определению. Поэтому об увольнении сотрудника уведомлять, казалось бы, нет необходимости. Однако чиновники ФМС России нередко квалифицируют увольнение «визового» иностранного работника до истечения срока действия выданного ему разрешения на работу (вне зависимости от вида заключенного с иностранцем трудового договора) именно как «досрочное расторжение трудового договора». Специальная форма, которую работодатели должны использовать для направления в орган ФМС информации о досрочном расторжении трудового договора с «визовым» иностранным работником, не утверждена. Эту информацию можно представить письменно в произвольной форме (например, в виде письма на фирменном бланке компании, в котором указывается, в отношении какого иностранного работника, на основании каких документов и с какого числа был досрочно расторгнут трудовой договор). Неисполнение работодателем данной обязанности может повлечь за собой приостановление действия выданного ему разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Такое решение принимает орган миграционной службы и затем вручает под расписку работодателю. В решении указывается вид нарушения и устанавливается срок его устранения. Правовые последствия приостановления действия разрешения на привлечение и использование иностранных работников нормативно не определены, т.е совершенно не ясно, вправе ли работодатель в этот период использовать труд оставшихся в штате «визовых» иностранных работников или ему следует, например, отстранить их от работы с сохранением за ними среднего заработка, поскольку вины сотрудников нет.
Если в установленный миграционной службой срок работодатель не устранит допущенное нарушение (не подаст сведений о досрочном расторжении трудового договора с «визовым» иностранным работником), выданное ему разрешение на привлечение и использование иностранных работников аннулируется, но юридические Иные ситуации, когда работодатель обязан уведомлять компетентные органы, лишь косвенно связаны с увольнением иностранных работников. Поэтому работодатель представляет уведомление не о самом увольнении, а об иных фактах. В частности, работодатель обязан уведомить компетентный государственный орган об аннулировании разрешения иностранного сотрудника на работу, которое приводит к прекращению с ним трудового договора по одному из обстоятельств, не зависящих от воли сторон, то есть увольнению. Орган миграционной службы принимает решение об аннулировании выданного иностранному работнику разрешения на работу либо в силу требований закона (например, когда иностранный сотрудник находится за пределами территории России более 6 месяцев), либо на основании ходатайства работодателя (если иностранный работник нарушил условия трудового договора). О принятии данного решения орган миграционной службы в 3-дневный срок уведомляет иностранца, одновременно изымая у него разрешение на работу и предупреждая о необходимости выезда из РФ.
Работодатель в течение 10 рабочих дней с момента аннулирования обязан уведомить об этом налоговый орган по месту своего учета. Правда, не вполне понятно, как работодатель фактически может выполнить требование закона об обязательном уведомлении налогового органа, ведь миграционная служба, как было указано выше, известит о своем решении лишь иностранца, но не работодателя. В результате последний может и не уложиться в отведенный срок. Форма уведомления налогового органа об аннулировании «визовому» иностранному работнику разрешения на работу нормативно не утверждена. Обращаем ваше внимание, что неуведомление налогового органа об аннулировании разрешения на работу «визовому» иностранному работнику может повлечь за собой опять-таки приостановление действия выданного работодателю разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы. Следовательно, увольнение иностранного работника порождает для работодателя, являющегося принимающей стороной, обязанность уведомить органы ФМС об убытии иностранного работника из места пребывания. Таким образом, уведомлять компетентные государственные органы непосредственно об увольнении иностранных работников в настоящее время обязаны только работодатели, которые досрочно расторгают трудовые договоры с «визовыми» иностранцами. В других ситуациях работодатели уведомляют не об увольнении, а о других фактах, которые лишь косвенно связаны с расторжением трудовых договоров с иностранными работниками (аннулирование разрешения на работу, убытие иностранца из места пребывания).
Ниже нормативная база, которую необходимо использовать работодателям использующим труд иностранных работников. Удачи!
1) ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»
2) ст. 24 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»
3) ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ
4) ст. 13, 13.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ
5) ст. 13.1, 18 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ ; п. 13 Правил выдачи разрешительных документов… утв. постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 № 681; постановление Правительства РФ от 18.03.2008 № 183 «Об утверждении Правил подачи работодателем или заказчиком работ (услуг) уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу»
6) п. 9 ст. 13.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ
7) ст. 18 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ п. 17 Правил выдачи разрешительных документов...
8) ч. 5 ст. 11 ТК РФ
9) гл. 13, разд. XII ТК РФ
10) пп. «г» п. 17 Правил выдачи разрешительных документов...
11) п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ
12) п. 17 Правил выдачи разрешительных документов...
13) п. 18 Правил выдачи разрешительных документов…
14) ст. 76 ТК РФ
15) п. 19 Правил выдачи разрешительных документов…
16) п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ
18) п. 9, 9.1 ст. 18 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ (в ред. от 23.07.2008)
19) п. 2 ст. 32 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ (в ред. от 23.07.2008)
20) пп. 4 п. 8 ст. 18 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ (в ред. от 23.07.2008)
21) письмо ФНС России от 24.08.2007 № ГИ-6-04/676@
22) пп. «в» п. 17 Правил выдачи разрешительных документов…
23) ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»
24) постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.08.2008 по делу № А52-73/2008
25) постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2008 по делу № А56-32922/2008, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2008 № 17АП-7912/2008-АК по делу № А71-8338/2008
|