Контролирующие организации, куда обращаться для экспертизы качества медицинской помощи:
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования
страховая компания
Далее, вышеуказанные организации, путем привлечения компетентного эксперта, проводят проверку качества оказанных услуг. Также гражданин имеет право обратиться за такой экспертизой в коммерческие организации, аккредитованные на предоставление подобных услуг. Для защиты своих прав в части оказания некачественных медицинских услуг пациент или представитель пациента может обратиться в суд или решить конфликт в досудебном порядке. Для разрешения подобных конфликтных ситуаций целесообразно обойтись без обращения в суд. Это поможет избежать временных затрат (дело могут рассматривать в течение нескольких месяцев), и в достаточно короткие сроки восстановить нарушение прав и разрешить конфликт, а также избежать денежных затрат. После получения результата экспертизы (судебной или досудебной), гражданину необходимо направить его в соответствующий орган (Прокуратура, Росздравнадзор), если полученный результат его устраивает. В том случае, если заключение по каким-то причинам не устраивает заявителя, он вправе требовать дополнительную экспертизу. Далее суд определяет, удовлетворить данное требование или нет.
Существуют 2 формы защиты прав пациента:
Досудебная - претензия и судебная
Претензионный порядок в рамках Закона «О защите прав потребителей” не является обязательным. Однако, суд непременно поинтересуется тем, попытался ли истец урегулировать конфликт мирным путем. Если это было сделано, то будет зачтено в его пользу.
Жалобу можно направить в адрес прокурора, управления здравоохранения, Росздравнадзора и Минздрава РФ
Если для претензии есть основания, то пациенту в первую очередь необходимо обратиться к руководству той медицинской организации, где ему была оказана некачественная услуга. Это можно сделать лично, в письменном виде, почтой. При этом отказ в выполнении претензионных требований является веской причиной для обращения в Прокуратуру, Минздрав, Роспотребнадзор, а при необходимости в суд. Аргументом в споре с медучреждением является заключение экспертизы о качестве предоставленной услуги. Это позволит в ходе разбирательства опираться на установленный факт вины, а не личное предвзятое мнение. Виновные могут быть привлечены к ответственности контролирующими учреждениями, вплоть до лишения лицензии. Пострадавший от некачественного лечения вправе требовать компенсацию физического и морального ущерба, а при спорах с частными клиниками добиваться возврата оплаты. Критерии качества оказания медицинской помощи изложены в Приказе Минздрава N 520н от 15.07.2016 г. Именно Минздрав утверждает порядок оказания услуг по каждой группе заболеваний, а также соответствующие стандарты. Ими руководствуются все без исключения медучреждения, работающие в рамках ОМС.\\r\\nПретензию также нужно направить : руководителю врача, оказавшего некачественную услугу, главврачу больницы. Они обязаны принять жалобу и письменно уведомить о результате ее рассмотрения. Отказ руководства клиники принять меры в течение 30 дней, дает право пациенту обращаться в Росздравнадзор, можно обратиться в Прокуратуру с требованием провести проверку в медучреждении. Сроки рассмотрения обращения те же — 30 дней. Оставление жалобы Росздравнадзором и Прокуратурой без удовлетворения подразумевает только один вариант дальнейшего разбирательства — в суде. По закону особой разницы между государственной и частной клиникой почти нет. В первом случае услуги — бесплатны, во втором — платны. Но и частный и государственный врач обязан соблюдать требования законодательства.\\r\\nНебольшие отличия имеются в форме жалоб, которые можно направлять в различные инстанции.
В Министерство здравоохранения
Подать жалобу можно лично на приеме в территориальном подразделении, посредством обращения к сайту учреждения rosminzdrav.ru, почтой по адресу: 127994, ГСП-4, г. Москва, Рахмановский пер., д. 3.
В жалобе перечисляются обстоятельства конфликта. Должны быть указаны все факты: даты, суммы, время, наименования препаратов, отсылки к нарушенным нормам законодательства.
Обязательно перечисляются все предшествующие обращения к руководству медучреждения, в Роспотребнадзор и т.д. Указываются результаты. Копии обращений и ответов на них нужно приложить. Перечислить требования. Это может быть возмещение вреда, возврат средств, получение качественной услуги и т.д. В конце ставят подпись и дату. Приложениями выступают все прежние обращения, а также документальные доказательства (чеки, счета, квитанции об оплате, договор оказания платных услуг и т.д.). Опись приложений перечисляется в тексте в заключительной части.
В прокуратуру
Жаловаться в Прокуратуру на некачественный сервис не имеет смысла. Здесь занимаются разбирательствами споров, связанных с нарушением гражданских прав. Поэтому при составлении жалобы необходимо руководствоваться теми же принципами, что и при обращении в Минздрав, однако, обязательно привести те нормы гражданского законодательства, которые были нарушены частным врачом. Без этого жалоба будет оставлена без рассмотрения. Срок рассмотрения — 30 дней. Если изложенные факты будут признаны достаточными для инициирования проверки, она будет проведена. Заявителя могут вызывать для дополнительного участия в разбирательстве. Об итогах проверки обязательно сообщают в письменном виде.
В суд
Иск должен содержать полную информацию по делу:
- наименование суда, личные данные истца и ответчика (учреждения, врача, клиники и т.д.).
-суть нарушения. Приводятся доказательства, а также отсылки на нарушенные нормы права.\\r\\nИсковые требования.
Уголовная ответственность предусмотрена за:
Неоказание медпомощи больному, пострадавшему (ст. 124). За это могут наказать не только врача, но и медсестру, руководителя учреждения и т.д.
Смерть пациента (ст. 109).
Ущерб здоровью из-за неквалифицированного лечения (ст. 118).
Аборт, выполненный лицом, не имеющим соответствующей специализации (ст. 123).
Заведомая опасность ВИЧ-инфицирования (ст. 122).
Незаконное занятие медицинской деятельностью (ст. 235).
НПА
Статья 131 Гражданского процессуального кодекса РФ
Приказ Минздрава РФ от 15.07.2016 N 520н “Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи”