Военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
(ст. 15, Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 12.12.2011, с изм. от 27.02.2012) "О статусе военнослужащих")
Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)
Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.
(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)
Абзацы третий - пятый утратили силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
(ст. 15, Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 12.12.2011, с изм. от 27.02.2012) "О статусе военнослужащих")
Постановлением Конституционного Суда РФ от 05.04.2007 N 5-П пункт 14 статьи 15 (в редакции пункта 8 статьи 100 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) в той мере, в какой на его основании возможность обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенных с военной службы до 1 января 2005 года, в отличие от граждан, уволенных или подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, ограничивается выдачей государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет, признан не соответствующим Конституции РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
(ст. 15, Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 12.12.2011, с изм. от 27.02.2012) "О статусе военнослужащих")
Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 08.05.2006 N 66-ФЗ)
Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.02.2012 N 3-П абзац второй пункта 14 статьи 15 в той мере, в какой содержащаяся в нем норма, связывая право граждан, уволенных с военной службы и не обеспеченных жилыми помещениями, на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений с датой их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, лишает тем самым граждан, поступивших на военную службу до 1 января 2005 года и принятых на соответствующий учет после этой даты, возможности получения данной меры социальной поддержки на равных условиях с относящимися к той же категории гражданами, которые были приняты на учет до 1 января 2005 года, признан не соответствующим Конституции РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
При невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 08.05.2006 N 66-ФЗ, от 08.12.2010 N 342-ФЗ)
Порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)
Порядок предоставления социальных гарантий и возмещения расходов, связанных с предоставлением социальных гарантий, указанных в настоящем пункте, определяется Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(ст. 15, Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 12.12.2011, с изм. от 27.02.2012) "О статусе военнослужащих")
О порядке и условиях обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, а также о порядке применения статьи 15.1 см. статьи 2 и 4 Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ.
(ст. 15, Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 12.12.2011, с изм. от 27.02.2012) "О статусе военнослужащих")
Пробелом, является вопрос о наличии исключений из правила об обязательном прибытии члена семьи военнослужащего к его новому месту военной службы для получения регистрации по месту жительства при воинской части.
Из буквального толкования закона следует, что прибытие близкого родственника к новому месту военной службы военнослужащего является обязательным условием для его регистрации по адресу воинской части, т.е., необходим переезд из одного населенного пункта в другой. Именно об этом свидетельствует фраза закона: «прибывшие на новое место военной службы военнослужащих – граждан». Однако на практике если родители зарегистрированы при воинской части, то и их дети, даже если они ниоткуда и не прибывали, а родились в данном населенном пункте, также регистрируются по адресу воинской части. Хотя в данном случае одно из обязательных условий закона для регистрации не выполнено. Между тем, только указанная категория граждан имеет право на регистрацию не в жилом помещении, а по адресам военных организаций (довольно часто – юридических лиц).
Еще более сложной становится ситуация, когда один из родителей новорожденного зарегистрирован по адресу воинской части, а второй - в том же населенном пункте в жилом помещении. Обычно родители решают зарегистрировать такого малыша по адресу воинской части, при наличии реальной возможности зарегистрировать его в жилом помещении. По личному опыту автора командование, как правило, удовлетворяет такую просьбу, т.к. местом жительства ребенка признается место жительства одного из родителей (ст. 20 ГК РФ).
В п. 3 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» не определен срок, в течение которого военнослужащий и члены его семьи должны быть зарегистрированы по адресу воинской части.
Во-первых, не указание такого срока дает основания командованию длительное время не принимать решения по рапорту военнослужащего с ходатайством о такой регистрации. А во-вторых, отсутствие временного срока дает возможность и военнослужащему злоупотребить своим правом. Так, после прибытия к новому месту службы некоторые военнослужащие сначала регистрируются у своих родственников, а уже потом, при наличии регистрации в данном населенном пункте требуют зарегистрировать их по адресу воинской части.
|