О проекте
29.12.2016 г.
В настоящее время одной из актуальных социальных проблем нашего общества является снижение уровня преступности среди приезжих, уменьшение числа конфликтных ситуаций с местным населением и социальная адаптация мигрантов. После распада СССР большая часть наших соотечественников стала иностранными гражданами или лицами без гражданства. В результате такой политики выросло целое поколение, не имеющее ничего общего с нашей культурой, к ним присоединились граждане Украины, ищущие убежище в России. Все это привело к тому, что мигранты, приезжающие в нашу страну, не полностью понимают свои права и обязанности, так как привыкли жить по законам другого государства, а принимающая сторона не воспринимает их как полноценных жителей. Как следствие, приезжие становятся большой группой людей, не имеющих возможности интегрироваться в российское общество, что ведет к росту недоверия со стороны местного населения по отношению к ним. Проблема обостряется еще тем, что в школах в таких же ситуациях оказываются и дети мигрантов. Мигранты зачастую не могут самостоятельно заполнить даже анкеты, и вынуждены обращаться к различным посредникам, часто становясь жертвами мошенников. Незнание языка потенциально способствует тому, что мигрант, едва въехав в Россию, становится не только правонарушителем, но и жертвой. Приезжие занимающиеся уборкой территорий, строительством, ремонтом и прочими видами деятельности, в большинстве своем не адаптированы к культурным и социальным условиям нашей страны, что провоцирует напряженность в обществе и создает потенциальную угрозу межнациональному согласию. Повышение правовой грамотности, оказание юридической помощи, информирование о применении действующего законодательства на практике и проведение публичных мероприятий с участием местного населения, представителей диаспор, работодателей и приезжих будет способствовать нормализации межнациональных отношений между местными и приезжими. В январе-декабре 2015 г. число прибывших в Липецкую область составило 37507 человек и по сравнению с соответствующим периодом 2014 г. увеличилось на 3987 человек (на 11,9%). Необходимо отметить, что в целом федеральное законодательство, регулирующее миграционные процессы, не предполагает существенного участия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в процессе адаптации мигрантов. Кроме того, и сами федеральные органы власти не наделены функциями интеграции мигрантов в общественные структуры. Однако проблемы, которые возникают в связи с отсутствием механизма адаптации, разрешать приходиться именно региональным и муниципальным уровням публичной власти. В Липецкой области на процесс развития региональных конфликтов сильное влияние оказывают местные этнические объединения. Особое отношение к политической жизни имеют этнические общественные организации, казачество, религиозные организации, так как именно они обладают влиянием на уровень социально-политической стабильности в регионе. Прибывшие из-за рубежа мигранты, а среди них преобладают лица, имеющие низкий уровень образования, квалификации, со слабым знанием норм общения и поведения, непониманием культуры российского населения, обуславливают рост социальной напряженности. Именно данное положение говорит о необходимости проведения мер по адаптации и интеграции по отношению к мигрантам и правовому просвещению как мигрантов, так и местного населения. Для улучшения социальной обстановки нужна продуманная разъяснительная и воспитательная работа, что приведет к интеграции и дальнейшей адаптации мигрантов. В-основном, это введение в регион для решения своих повседневных задач, таких, как устройство на работу, школу и детские учреждения детей, умение заполнять официальные документы, умение поставить правильно разговор на улице, в магазине, поликлинике, почувствовать себя социально значимыми людьми. Практическая обоснованность данного проекта заключается в том, что он вводит мигрантов в среду, необходимую для работы и повседневной жизни. Чтобы избежать неприятностей с властями им также необходимо знание основ миграционного законодательства. Многие мигранты не знают о своих обязанностях и правах. Правовая поддержка должна быть доступной для каждого мигранта. По этой причине необходима организация горячей линии доверия для мигрантов. Все разработанные брошюры и памятки не только будут просвещать мигрантов, но и будут способствовать тому, что они реже станут объектами противоправных действий. Памятки и брошюры будут бесплатно распространяться при проведении консультаций, через представителей общественных организаций и диаспоры. В рамках этого проекта один раз в квартал будут проведены семинары для работодателей, мигрантов и граждан Украины, ищущих убежище в Липецкой области, по практическому применению законодательства в сфере миграции. На семинарах представители организаций, привлекающих иностранную рабочую силу, получат возможность бесплатно прослушать лекции и задать вопросы по приему иностранных граждан. Так же для работодателей будут разработаны методические пособия, разъясняющие правила и порядок приема на работу иностранцев, которые им будут раздаваться на семинарах. Правозащитная работа будет вестись по нескольким направлениям:
- непосредственная правовая консультационная помощь конкретным обратившимся гражданам Украины, в том числе интервьюирование, консультирование каждого обратившегося гражданина Украины будет проводиться по всем имеющимся у него вопросам;
- помощь в подготовке документов, заполнение бланков заявлений, оформление миграционного учета;
- помощь в получении временного убежища в случае недоступа к процедуре;
- помощь в оформлении и подаче заявления-анкеты для участия в Госпрограмме переселения соотечественников тем, кто получил временное убежище;
- помощь в упрощенном получении гражданства РФ тем, кто стал участником Госпрограммы;
- обращение в государственные органы и органы местного самоуправления в интересах обратившихся к нам граждан Украины, мигрантов и малоимущих граждан, столкнувшихся с проблемами при подаче документов, регистрации, трудоустройстве, приеме детей в школы и детские сады, в получении бесплатной медицинской помощи и т.п.;
- постоянная работа со СМИ: передача журналистам наиболее ярких историй беженцев с Украины; мигрантов и малоимущих граждан, подготовка материалов, снижающих социальную напряженность в отношении местных жителей к приезжим;
- правовое просвещение граждан о применении действующего законодательства на практике, доведение информации об их правах в сфере ЖКХ и социальной сфере.